Оглавление
Национальный план противодействия коррупции — это государственный документ программного характера, направленный на комплексную реализацию мероприятий по стратегии государственной национальной политики безопасности РФ и выполнение мер предупреждения и борьбы с коррупцией в России. План утверждается Указом Президента Российской Федерации с 2008 года каждые 3 года.
Немного истории
Данный документ впервые утверждался Медведевым Д. А. в 2008 году — 31 июля, о необходимости разработки которого он сообщил во время визита в Нижний Новгород (февраль 2008 г.). Самый первый план разрабатывался Советом по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации и был представлен на рассмотрение Президенту РФ 25.07.2008 года.
План утверждается Президентом Российской Федерации на срок — 2 года. Таким образом, он выпускается 5-й раз: 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 годы. Сейчас действует Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы.
Понятно, что большая часть документа — это основные положения предыдущих версий подпунктов и перечня рекомендаций по обеспечению корректной правовой основы — базы реализации данного плана.
В стране свободной от коррупции межличностные отношения, воспитание, культура, экономика и многое другое — все будет на совершенно другом позитивном уровне.
Задачи развития и мероприятия Национального плана
Главной целью План предусматривает координацию действий по исполнению мероприятий и мер противодействия коррупции в России в форме внедрения во все ведомства локальных антикоррупционных планов. Исполнителями Национального плана назначены все ветви федеральной и региональной власти, общественные организации и средства массовой информации — СМИ. Конкретные задачи противодействия коррупции отражаются в перечне мер национальной политики, предложенном текущим Национальным планом.
Меры по защите заявителей
Генеральной Прокуратуре Российской Федерации дается задание усилить надзор над соблюдением законодательства РФ о защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов. Правительству и Президиуму Совета по противодействию коррупции поручается разработать проект закона по защите заявителей о коррупции от возможных в их адрес противоправных действий. Документ предусматривает междисциплинарные исследования в области организации стратегии и тактики защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.
Меры по урегулированию конфликта интересов
Данные мероприятия одни из ключевых направлений. Правительству РФ поручается принимать меры по недопущению конфликта интересов среди сотрудников и работников государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов. А полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах введено в обязанность обеспечение соблюдение государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или регулировании конфликта интересов.
Меры по повышению прозрачности
- Здесь предусматривается создание единой базы данных декларации о доходах, расходах и имущества должностных лиц (компьютерных программ для мониторинга и автоматизированного анализа деклараций государственных служащих на базе специального программного обеспечения “Справки БК” и “Справки ГС”). Помимо этого в документе содержится поручение организовать мониторинг сообщения отдельными категориями должностных лиц о получении подарка, его сдаче, оценке и зачислении в доход соответствующего бюджета средств, вырученных от его реализации.
- Представителям СМИ и других профессий, которые связаны с обеспечением общественных интересов, в Плане рекомендуется разработать порядок предания гласности сведений о доходах и расходах членов этих объединений, деятельность которых вызывает общественный интерес и размещать данные сведения на веб-сайтах.
- План предписывает разработку Правительством Российской Федерации совместно с Центральным Банком механизма получения в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях информации о наличии денежных счетов и (или) иных активов у российских должностных лиц в иностранных банках. По Национальному плану, для реализации этого предполагается заключать соглашения об обмене информацией с компетентными органами иностранных государств. Совместно с ЦБ и профильными комитетами Государственной думы, Правительство должно вносить предложения о способах снятия неопределенности понятий «иностранные финансовые инструменты» и «доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты».
Меры по антикоррупционному просвещению
Действующий в настоящее время План содержит широкие мероприятия по антикоррупционному просвещению населения. Предусматриваются проведение специализированных семинаров для преподавателей общеобразовательных учреждений и организаций, осуществляющих исполнение реализации образовательных программ по антикоррупционной политике — бакалавров по специальности “Государственное и муниципальное управление” (учебный цикл “Противодействие коррупции”).
Нашему Правительству Российской Федерации и президиуму Совета при Президенте по противодействию коррупции также нужно будет обеспечить в централизованном порядке повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Политическим партиям и общественным организациям рекомендовано продолжение деятельности по формированию в нашем обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
Разработка и осуществление комплекса мероприятий при осуществлении международных коммерческих сделок поручена Российскому союзу промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и «Опора России», Торгово-промышленной палате РФ, а также реализация задач внедрения в данных учреждениях антикоррупционных мер и проведение обучающих занятий по теме антикоррупция с руководителями и сотрудниками.
Меры по повышению эффективности противодействия коррупции
По теме противодействия коррупции назначен официальным научно-исследовательским институтом Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. На его базе проводятся научные междисциплинарные исследования теоретических аспектов коррупционных правонарушений на основе законодательства РФ и практики его применения.
Меры по разработке законодательства о лоббизме
Один из ключевых пунктов Плана — лоббизм. Министерство юстиции РФ выдвинуло предложение президиуму Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции о создании в России института лоббизма.
В Национальном плане Правительству Российской Федерации поручено:
“внести предложения о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы”.
Привожу очередной пример Плана.
Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы»
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:
- Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы.
- Руководителям федеральных государственных органов, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение в планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами.
- Руководителям федеральных государственных органов, за исключением руководителей федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, до 10 июня 2016 г. представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклад о результатах исполнения пункта 2 настоящего Указа.
- Руководителям федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, до 20 мая 2016 г. представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный государственный орган доклад о результатах исполнения пункта 2 настоящего Указа для подготовки проекта сводного доклада.
- Правительству Российской Федерации до 10 июня 2016 г. представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции сводный доклад.
- Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации:
а) подготовить и утвердить:
обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», — до 1 ноября 2016 г.;
обзор судебной практики по делам, связанным с привлечением к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, — до 1 декабря 2016 г.;
обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров об обращении в доход государства имущества, в отношении которого отсутствуют доказательства приобретения на законные доходы, — до 1 июля 2017 г.;
б) обеспечить опубликование в установленном порядке обзоров судебной практики, указанных в подпункте «а» настоящего пункта;
в) совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации:
доработать с учетом правоприменительной практики Методические рекомендации по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
обеспечить использование начиная с 2017 года специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, при заполнении судьями и лицами, претендующими на должность судьи, справок о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Доклад о результатах исполнения подпункта «в» настоящего пункта представить до 1 марта 2017 г.
- Рекомендовать Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации проанализировать практику применения квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации дисциплинарных взысканий к судьям за нарушение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и подготовить соответствующие методические рекомендации.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 февраля 2017 г.
- Рекомендовать Совету судей Российской Федерации проанализировать практику проведения в судах Российской Федерации проверок соблюдения судьями и лицами, претендующими на должность судьи, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и при необходимости подготовить предложения, направленные на совершенствование порядка проведения таких проверок.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 февраля 2017 г.
- Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации отражать в информации о результатах проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и в ежегодном отчете о своей работе, которые представляются палатам Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», вопросы, касающиеся осуществления в пределах установленной компетенции мер по противодействию коррупции.
- Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителям органов местного самоуправления, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 1 июня 2016 г. в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, в которых такие планы имеются, изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими программами (планами).
- Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации представить в аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах доклады:
а) о результатах исполнения пункта 10 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции), — до 15 июня 2016 г.;
б) о результатах исполнения пункта 10 настоящего Указа в части, касающейся выполнения мероприятий, предусмотренных названными программами (планами), а также пунктов 5 и 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы, утвержденного настоящим Указом, — до 1 декабря 2017 г.
- Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах обобщить информацию, содержащуюся в докладах, предусмотренных пунктом 11 настоящего Указа, и представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции сводные доклады:
а) о внесении изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции) — до 15 июля 2016 г.;
б) о выполнении мероприятий, предусмотренных названными программами (планами), а также пунктов 5 и 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы, утвержденного настоящим Указом, — до 20 декабря 2017 г.
- Установить, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Президент Российской Федерации В. Путин
Добавить комментарий