Вопросы и ответы

Национальный план противодействия коррупции

Национальный план противодействия коррупции в России
С 2008 года в России с периодичностью в пару-тройку лет принимается национальный план противодействия коррупции. Очередной план (на 2021-2023 гг.) должен быть утверждён Указом Президента РФ в конце текущего года, а сейчас ведется работа над его проектом.

Национальный план противодействия коррупции — это государственный документ программного характера, направленный на комплексную реализацию мероприятий по стратегии государственной национальной политики безопасности РФ и выполнение мер предупреждения и борьбы с коррупцией в России. План утверждается Указом Президента Российской Федерации с 2008 года каждые 3 года.

Немного истории

Данный документ впервые утверждался Медведевым Д. А. в  2008 году — 31 июля, о необходимости разработки которого он сообщил во время визита в Нижний Новгород (февраль 2008 г.). Самый первый план разрабатывался Советом по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации и был представлен на рассмотрение Президенту РФ 25.07.2008 года.

План утверждается Президентом Российской Федерации на срок — 2 года. Таким образом, он выпускается 5-й раз: 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 годы. Сейчас действует Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы.

Понятно, что большая часть документа — это основные положения предыдущих версий подпунктов и перечня рекомендаций по обеспечению корректной правовой основы — базы реализации данного плана.


В стране свободной от коррупции межличностные отношения, воспитание, культура, экономика и многое другое — все будет на совершенно другом позитивном уровне.

Задачи развития и мероприятия Национального плана

Главной целью План предусматривает координацию действий по исполнению мероприятий и мер противодействия коррупции в России в форме внедрения во все ведомства локальных антикоррупционных планов. Исполнителями Национального плана назначены все ветви федеральной и региональной власти, общественные организации и средства массовой информации — СМИ. Конкретные задачи противодействия коррупции отражаются в перечне мер национальной политики, предложенном текущим Национальным планом.

Меры по защите заявителей

Генеральной Прокуратуре Российской Федерации дается задание усилить надзор над соблюдением законодательства РФ о защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов. Правительству и Президиуму Совета по противодействию коррупции поручается разработать проект закона по защите заявителей о коррупции от возможных в их адрес противоправных действий. Документ предусматривает междисциплинарные исследования в области организации стратегии и тактики защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.

Меры по урегулированию конфликта интересов

Данные мероприятия одни из ключевых направлений. Правительству РФ поручается принимать меры по недопущению конфликта интересов среди сотрудников и работников государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов. А полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах введено в обязанность обеспечение соблюдение государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или регулировании конфликта интересов.

Меры по повышению прозрачности

  1. Здесь предусматривается создание единой базы данных декларации о доходах, расходах и имущества должностных лиц (компьютерных программ для мониторинга и автоматизированного анализа деклараций государственных служащих на базе специального программного обеспечения “Справки БК” и “Справки ГС”). Помимо этого в документе содержится поручение организовать мониторинг сообщения отдельными категориями должностных лиц о получении подарка, его сдаче, оценке и зачислении в доход соответствующего бюджета средств, вырученных от его реализации.
  2. Представителям СМИ и других профессий, которые связаны с обеспечением общественных интересов, в Плане рекомендуется разработать порядок предания гласности сведений о доходах и расходах членов этих объединений, деятельность которых вызывает общественный интерес и размещать данные сведения на веб-сайтах.
  3. План предписывает разработку Правительством Российской Федерации совместно с Центральным Банком механизма получения в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях информации о наличии денежных счетов и (или) иных активов у российских должностных лиц в иностранных банках. По Национальному плану, для реализации этого предполагается заключать соглашения об обмене информацией с компетентными органами иностранных государств. Совместно с ЦБ и профильными комитетами Государственной думы, Правительство должно вносить предложения о способах снятия неопределенности понятий «иностранные финансовые инструменты» и «доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты».

Меры по антикоррупционному просвещению

Действующий в настоящее время План содержит широкие мероприятия по антикоррупционному просвещению населения. Предусматриваются проведение специализированных семинаров для преподавателей общеобразовательных учреждений и организаций, осуществляющих исполнение реализации образовательных программ по антикоррупционной политике — бакалавров по специальности “Государственное и муниципальное управление” (учебный цикл “Противодействие коррупции”).

Нашему Правительству Российской Федерации и президиуму Совета при Президенте по противодействию коррупции также нужно будет обеспечить в централизованном порядке повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Политическим партиям и общественным организациям рекомендовано продолжение деятельности по формированию в нашем обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Разработка и осуществление комплекса мероприятий при осуществлении международных коммерческих сделок поручена Российскому союзу промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и «Опора России», Торгово-промышленной палате РФ, а также реализация задач внедрения в данных учреждениях антикоррупционных мер и проведение обучающих занятий по теме антикоррупция с руководителями и сотрудниками.

Меры по повышению эффективности противодействия коррупции

По теме противодействия коррупции назначен официальным научно-исследовательским институтом Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. На его базе проводятся научные междисциплинарные исследования теоретических аспектов коррупционных правонарушений на основе законодательства РФ и практики его применения.

Меры по разработке законодательства о лоббизме

Один из ключевых пунктов Плана — лоббизм. Министерство юстиции РФ выдвинуло предложение президиуму Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции о создании в России института лоббизма.

В Национальном плане Правительству Российской Федерации поручено:

“внести предложения о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы”.

Привожу очередной пример Плана.

Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы»

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:


  1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы.
  2. Руководителям федеральных государственных органов, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение в планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами.
  3. Руководителям федеральных государственных органов, за исключением руководителей федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, до 10 июня 2016 г. представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклад о результатах исполнения пункта 2 настоящего Указа.
  4. Руководителям федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, до 20 мая 2016 г. представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный государственный орган доклад о результатах исполнения пункта 2 настоящего Указа для подготовки проекта сводного доклада.
  5. Правительству Российской Федерации до 10 июня 2016 г. представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции сводный доклад.
  6. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации:

а) подготовить и утвердить:

обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», — до 1 ноября 2016 г.;

обзор судебной практики по делам, связанным с привлечением к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, — до 1 декабря 2016 г.;

обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров об обращении в доход государства имущества, в отношении которого отсутствуют доказательства приобретения на законные доходы, — до 1 июля 2017 г.;

б) обеспечить опубликование в установленном порядке обзоров судебной практики, указанных в подпункте «а» настоящего пункта;

в) совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации:

доработать с учетом правоприменительной практики Методические рекомендации по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

обеспечить использование начиная с 2017 года специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, при заполнении судьями и лицами, претендующими на должность судьи, справок о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Доклад о результатах исполнения подпункта «в» настоящего пункта представить до 1 марта 2017 г.

  1. Рекомендовать Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации проанализировать практику применения квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации дисциплинарных взысканий к судьям за нарушение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и подготовить соответствующие методические рекомендации.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 февраля 2017 г.

  1. Рекомендовать Совету судей Российской Федерации проанализировать практику проведения в судах Российской Федерации проверок соблюдения судьями и лицами, претендующими на должность судьи, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и при необходимости подготовить предложения, направленные на совершенствование порядка проведения таких проверок.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 февраля 2017 г.

  1. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации отражать в информации о результатах проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и в ежегодном отчете о своей работе, которые представляются палатам Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», вопросы, касающиеся осуществления в пределах установленной компетенции мер по противодействию коррупции.
  2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителям органов местного самоуправления, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 1 июня 2016 г. в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, в которых такие планы имеются, изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими программами (планами).
  3. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации представить в аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах доклады:

а) о результатах исполнения пункта 10 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции), — до 15 июня 2016 г.;

б) о результатах исполнения пункта 10 настоящего Указа в части, касающейся выполнения мероприятий, предусмотренных названными программами (планами), а также пунктов 5 и 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы, утвержденного настоящим Указом, — до 1 декабря 2017 г.

  1. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах обобщить информацию, содержащуюся в докладах, предусмотренных пунктом 11 настоящего Указа, и представить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции сводные доклады:

а) о внесении изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции) — до 15 июля 2016 г.;

б) о выполнении мероприятий, предусмотренных названными программами (планами), а также пунктов 5 и 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы, утвержденного настоящим Указом, — до 20 декабря 2017 г.

  1. Установить, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Президент Российской Федерации В. Путин