Вопросы и ответы

Морфологический разбор слов в начальной школе

Морфологический разбор

С помощью морфологического разбора слова можно узнать его полную грамматическую характеристику. В ходе разбора слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура.

Для того чтобы сделать правильный морфологический разбор частей речи, нужно:

  • уметь определять начальную форму слов,
  • знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки,
  • понимать синтаксическую роль слов в предложении.

Надо отметить, что схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, потому что они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в изучаемом предложении. План морфологического разбора также может варьироваться в зависимости от возраста учащихся.

В данной статье, мы приводим планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.


Существительное

Морфологический разбор существительного проводится по следующему плану:

  1. Определение части речи, нахождение общего значения (на какой вопрос это слово отвечает).
  2. Определение начальной формы (поставьте слово в единственное число именительного падежа).
  3. Указание признаков (собственное существительное или нарицательное, одушевленное – неодушевленное).
  4. Определение рода (женский – мужской – средний), склонения, падежа, числа (единственное – множественное).
  5. Указание, каким членом предложения является данное существительное.

Образец устного и письменного разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой».

Устный разбор: Лисята – это имя существительное, обозначающее живое существо (кто?) – лисята. Начальная форма – лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе.

Слово «лисята» в предложении является подлежащим.

Письменный разбор:

  • Лисята – сущ.
  • (Кто?) – лисята;
  • Н. ф. (начальная форма) – лисенок;
  • Нариц., одуш., муж. род;
  • 2-е склон.;
  • в имен. пад., во множ. числе;
  • играют (кто?) – лисята – подлежащее.

Прилагательное

План морфологического разбора прилагательного следующий:

  1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
  2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода).
  3. Определить род прилагательного, его падеж и число.
  4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.

Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».

Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) – прилагательное. Белочка (какая?) – трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма – трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже.

В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.

Письменный разбор:

  • Трудолюбивая (белочка) – прилаг.;
  • Н. ф. – трудолюбивый;
  • Женск. род, единств. число, именит. падеж;
  • Какая? – трудолюбивая – определение.

Числительное

Морфологический разбор числительного проводят по плану:


  1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
  2. Поставить числительное в начальную форму — в именительный падеж.
  3. Выявить признаки: простое – составное числительное, количественное – порядковое, в каком падеже стоит.
  4. Каким членом предложения является данное числительное.

Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».

Устный разбор: «Пять» – числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) – пять. Начальная форма – пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже.

В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.

Письменный разбор:

  • Пять – числит.: галчат (сколько?) – пять;
  • Н. ф. – пять;
  • Простое, количеств., в именит. падеже;
  • (Кто?) – пять галчат – часть подлежащего.

Местоимение

План морфологического разбора местоимения:

  1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
  2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).
  3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) – род и число, определить падеж.
  4. Каким членом предложения является данное местоимение.

Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».

Устный разбор: «Мне» – местоимение. Указывает на предмет (кому?) – мне. Начальная форма – «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа.

В данном предложении слово «мне» является дополнением.

Письменный разбор:

  • Мне – местоим.:
  • (Кому?) – мне;
  • Н. ф. – я;
  • Личное;
  • Дательн. падеж, единств. число;
  • Кому? – мне – дополнение.

Глагол

Морфологический разбор глагола по плану:

  1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
  2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.
  3. Определить признаки: спряжение, число, если есть – время, лицо, род;
  4. Каким членом предложения является данный глагол.

Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».

Устный разбор: «Вспыхнул» – глагол. Обозначает действие (что сделал?) – вспыхнул. Начальная форма – вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в прошедшем времени, в 3-м лице.

В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.

Письменный разбор:

  • Вспыхнул – глагол;
  • (что сделал?) – вспыхнул;
  • Н. ф. – вспыхнуть;
  • 1 спряж., единств. число, 3-е лицо.
  • Что сделал? – вспыхнул – сказуемое.

Наречие

Морфологический разбор наречия:

  1. Часть речи, общее значение.
  2. Неизменяемое слово.
  3. Член предложения.

Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».

Устный разбор: «Быстро» — наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) – быстро. Неизменяемое слово.

В предложении является обстоятельством.

Письменный разбор:

  • Быстро – наречие;
  • Пробегали (как?) быстро;
  • признак действия, неизм.;
  • Как? – быстро – обстоятельство.

Источник публикации: редакция статьи автора Валерии Чи с http://fb.ru/article/44485/nachalnaya-shkola-morfologicheskiy-razbor-slov