Оглавление
С помощью морфологического разбора слова можно узнать его полную грамматическую характеристику. В ходе разбора слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура.
Для того чтобы сделать правильный морфологический разбор частей речи, нужно:
- уметь определять начальную форму слов,
- знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки,
- понимать синтаксическую роль слов в предложении.
Надо отметить, что схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, потому что они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в изучаемом предложении. План морфологического разбора также может варьироваться в зависимости от возраста учащихся.
В данной статье, мы приводим планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.
Существительное
Морфологический разбор существительного проводится по следующему плану:
- Определение части речи, нахождение общего значения (на какой вопрос это слово отвечает).
- Определение начальной формы (поставьте слово в единственное число именительного падежа).
- Указание признаков (собственное существительное или нарицательное, одушевленное – неодушевленное).
- Определение рода (женский – мужской – средний), склонения, падежа, числа (единственное – множественное).
- Указание, каким членом предложения является данное существительное.
Образец устного и письменного разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой».
Устный разбор: Лисята – это имя существительное, обозначающее живое существо (кто?) – лисята. Начальная форма – лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе.
Слово «лисята» в предложении является подлежащим.
Письменный разбор:
- Лисята – сущ.
- (Кто?) – лисята;
- Н. ф. (начальная форма) – лисенок;
- Нариц., одуш., муж. род;
- 2-е склон.;
- в имен. пад., во множ. числе;
- играют (кто?) – лисята – подлежащее.
Прилагательное
План морфологического разбора прилагательного следующий:
- Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
- Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода).
- Определить род прилагательного, его падеж и число.
- Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.
Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».
Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) – прилагательное. Белочка (какая?) – трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма – трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже.
В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.
Письменный разбор:
- Трудолюбивая (белочка) – прилаг.;
- Н. ф. – трудолюбивый;
- Женск. род, единств. число, именит. падеж;
- Какая? – трудолюбивая – определение.
Числительное
Морфологический разбор числительного проводят по плану:
- Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
- Поставить числительное в начальную форму — в именительный падеж.
- Выявить признаки: простое – составное числительное, количественное – порядковое, в каком падеже стоит.
- Каким членом предложения является данное числительное.
Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».
Устный разбор: «Пять» – числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) – пять. Начальная форма – пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже.
В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.
Письменный разбор:
- Пять – числит.: галчат (сколько?) – пять;
- Н. ф. – пять;
- Простое, количеств., в именит. падеже;
- (Кто?) – пять галчат – часть подлежащего.
Местоимение
План морфологического разбора местоимения:
- Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
- Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).
- Определить признаки: лицо, затем (если есть) – род и число, определить падеж.
- Каким членом предложения является данное местоимение.
Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».
Устный разбор: «Мне» – местоимение. Указывает на предмет (кому?) – мне. Начальная форма – «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа.
В данном предложении слово «мне» является дополнением.
Письменный разбор:
- Мне – местоим.:
- (Кому?) – мне;
- Н. ф. – я;
- Личное;
- Дательн. падеж, единств. число;
- Кому? – мне – дополнение.
Глагол
Морфологический разбор глагола по плану:
- Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
- Поставить в неопределенную (начальную) форму.
- Определить признаки: спряжение, число, если есть – время, лицо, род;
- Каким членом предложения является данный глагол.
Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».
Устный разбор: «Вспыхнул» – глагол. Обозначает действие (что сделал?) – вспыхнул. Начальная форма – вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в прошедшем времени, в 3-м лице.
В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.
Письменный разбор:
- Вспыхнул – глагол;
- (что сделал?) – вспыхнул;
- Н. ф. – вспыхнуть;
- 1 спряж., единств. число, 3-е лицо.
- Что сделал? – вспыхнул – сказуемое.
Наречие
Морфологический разбор наречия:
- Часть речи, общее значение.
- Неизменяемое слово.
- Член предложения.
Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».
Устный разбор: «Быстро» — наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) – быстро. Неизменяемое слово.
В предложении является обстоятельством.
Письменный разбор:
- Быстро – наречие;
- Пробегали (как?) быстро;
- признак действия, неизм.;
- Как? – быстро – обстоятельство.
Источник публикации: редакция статьи автора Валерии Чи с http://fb.ru/article/44485/nachalnaya-shkola-morfologicheskiy-razbor-slov
Добавить комментарий