Советы психолога

Хоть папа профессор, а Петька умнее…

Что является чаще всего причинами конфликтов в семье? Исследования специалистов в области семейных отношений показали, что семейные конфликты достаточно однотипны.

Раздоры происходят из-за нехватки денег, из-за взаимоотношений с родными мужа или жены и из-за детей. Из-за детей чаще всего. Особенно когда они подрастут и начинается «трудный» возраст.

Простые слова и поступки со стороны родителей уже не ставятся в абсолютный авторитет. Если раньше, ребёнок, который ходил в детский сад, был уверен в том, что воспитатель и родитель несут ему одно и то же, то подрастая, приходят к другим умозаключениям. Хотя, тут многое зависит как от детсадика, так и от родителей.

Очень важным является совместное времяпровождение с детьми. Желательно, чтобы оно было ещё и полезным. С подростками иначе. Как часто можно слышать: «Поговори ты сам (сама) с ней (с ним). У меня уже сил нет!» Не сил не хватает, а элементарных знаний, как, не теряя уважения подростка, убедить его в неправильности того или иного поступка. Ведь подростки абсолютно уверены в своей правоте, такова особенность их возраста, и мнение товарищей для них часто весомее всех увещеваний родителей, будь они хоть гениями.


Попробуйте использовать советы специалистов по психологии «трудного» возраста. Начинайте разговор с ребенком не с упреков, даже если вы «кипите», а с похвалы и признания его достоинств.


Не говорите, что его друг Петя или Коля ничего не понимает, или что подружка Катя не очень умная девочка. После такого вступления ваш ребенок не «услышит» ни одного вашего аргумента, даже если вы будете кричать ему в ухо. Неправоту, с вашей точки зрения, Пети или Кати упомяните в разговоре попозже, как бы вскользь. Подкрепите свое мнение примером.

Признайте свою неправоту в чем-нибудь. Не думайте, что вы безгрешны, ребенок все видит и замечает. И тогда у вас появится моральное право критиковать сына или дочь.

Не приказывайте, а задавайте вопросы.

Если разговор идет по какому-то конкретному поводу, дайте возможность подростку объясниться, оправдаться. Согласитесь с ним, что в чем-то он прав, постарайтесь доходчиво объяснить ошибки.

В процессе беседы обязательно за что-нибудь похвалите его, даже за прошлые заслуги. Он должен знать, что вы его любите и уважаете как человека. Не скупитесь на похвалу и проявление чувств. Попробуйте привести и чье-нибудь одобрительное высказывание о нем — любого знакомого взрослого.

Постарайтесь сделать вид, что рассматриваете его поступок, поведение как ошибку, которую можно исправить, и что сделать это несложно.

Свой проект его поведения не навязывайте, а покажите в самом выгодном свете последствия предлагаемого вами хода событий. Этим вы еще больше подчеркнете неправоту его поступка и завоюете уважение подростка.